ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

В Киеве несколько газетных типографий. С ними по территориальному признаку конкурируют типографии близлежащих областей.

«Хватает ли всем места под солнцем?» — вопрос риторический: слишком серьезным было падение рынка заказов при одновременном наращивании газетных мощностей. Комментирует совладелец типографии «Мега-Полиграф» Олег Свирко:«Многим докризисным планам не суждено было сбыться. Подписывая в 2007 году контракт на покупку Solna D390 в комплектации из четырех башен 4+4 и двух фальцаппаратов, при наличии уже существовавших мощностей, за два-три года мы рассчитывали выйти на объемы производства 1,5 тыс. тонн газетной бумаги. На сегодня эта цифра раза в три меньше.

Два последних года выдались нелегкими для типографии: кризис, совпавший по времени с запуском новой техники; переезд (в частности, перевоз четырех полнокрасочных башен CityLine Express 35 и одной StarLine S30 с площадки на ул. Алма-Атинская в новое производственное здание площадью 5 тыс. м2 на ул. Марка Вовчка); глубокая реорганизация, повлекшая существенные кадровые изменения: так, в июне этого года директором типографии «Мега-Полиграф» был назначен руководитель ИД «Мега-Пресс» Алексей Козин, новые люди появились и на других должностях (например, заместитель директора по производству Юрий Горабек— экс-директор ролевой площадки «Блиц-Принт» на ул. Полярная. —Прим. ред.). Организационные изменения, с одной стороны, вызваны кризисом и необходимостью повышать эффективность работы, с другой — следствие стремительного роста предприятия: новые задачи требуют новых подходов в организации работы предприятия. Что касается переезда, он был предопределен еще на стадии подписания контракта на покупку Solna: во-первых, на старых производственных площадях не было достаточных возможностей для расширения; во-вторых, что немаловажно, отдаленность от цехов ДП «Пресса» сужала наши возможности по работе с рядом серьезных заказчиков. Помимо удобного месторасположения, существенное конкурентное преимущество типографии «Мега-Полиграф», позволяющее работать с десятком ежедневных изданий, — большой резерв мощностей: девять газетных башен и шесть фальцаппаратов. Считаю, очень правильным шагом, что мы отказались от продажи нескольких машин CityLine.

Приоритетные планы предприятия на текущий год — ремонт производственного здания, в частности дополнительного склада бумаги с прилегающей к нему ж/д веткой; запуск системы Technotrans, намеченный на осень; приобретение новой СtP системы (в дополнение к СtP системе basisPrint и трем ФНА Agfa) — все-таки экономически фотонабор проигрывает в сравнении с технологией computer-to-plate. Идеи, чем заполнить пустующий третий этаж нового производственного корпуса, есть, но темпы их реализации будут зависеть от экономического состояния страны и предприятия. Пока, возможно, сдадим его в аренду.

Издательский рынок у нас в стране, на мой взгляд, недостаточно коммерционализирован. Крупные отечественные СМИ зачастую рассматриваются их собственниками в первую очередь, как инструмент политического влияния, и лишь во вторую — как потенциально успешный в долгосрочной перспективе проект. К чему это привело в период кризиса, мы увидели на примере существенного снижения объемов печати. А количество действительно крупных, нацеленных на коммерческий результат издательств, несопоставимо с их количеством в любой европейской стране, находящейся западнее нас. При этом, к сожалению, роль газеты в общем объеме средств массовой информации снижается.

Бесспорно, с укреплением экономики страны рост на газетном рынке неизбежен, но он будет нивелироваться альтернативными СМИ — интернетом и телевидением. На вхождение в Украину в ближайшие год-два серьезных западных издателей, как мне кажется, рассчитывать тоже не следует (им бы у себя разобраться). Если говорить о рентабельности, то она упала примерно втрое по сравнению с докризисным периодом. Изменить ситуацию в условиях существенного превышения предложения над спросом в ближайшее время вряд ли представляется возможным. Так что парочку ближайших лет будут очень непростыми. К тому же, как издатель, должен заметить, что даже если бы витающая в воздухе идея коллективного повышения цен типографиями реализовалась, то, скорее всего, это вызывало бы гибель целого ряда газет: большинство издателей просто не в состоянии платить больше.

Что касается проектов собственного издательского дома («Телекурьер», «Телегид», «Про ТВ», «Программка», кроссвордные издания), то сегодня они составляют до 15% загрузки типографии. Как и в целом на издательском рынке, тиражи более дорогих изданий упали процентов на 30-40, а дешевый сегмент («Телекурьер», «Программка») даже продемонстрировал 10%-ный прирост».